Европейский суд по правам человека признал массовый сбор информации GCHQ незаконным

Большая палата Европейского суда по правам человека постановила, что массовый сбор данных британским Центром правительственной связи (Government Communications Headquarters, GCHQ) был незаконным, а его методы нарушили право на неприкосновенность. Судьи также пришли к выводу, что действия GCHQ нарушили право на свободу выражения мнений и не обеспечивали достаточной защиты конфиденциальных журналистских материалов.

Европейская конвенция по правам человека допускает массовый перехват информации при соблюдении определенных гарантий из-за «множества угроз, с которыми государства сталкиваются в современном обществе», говорится в постановлении суда. К таким гарантиям  ЕСПЧ относит оценку необходимости и соразмерности рассматриваемых мер. Решение о перехвате данных должно приниматься независимым органом, проводиться под надзором и подвергаться независимому анализу по завершении. GCHQ, по мнению суда, не смог обеспечить эти гарантии.

Решение Большой палаты стало кульминацией дела о массовом перехвате онлайн-коммуникаций, которое началось в 2013 году. Несколько общественных организаций, включая Big Brother Watch, Bureau of Investigative Journalism и Alice Ross обратились в ЕСПЧ после того, как бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден передал изданиям The Washington Post и The Guardian сведения о массовой слежке за электронными устройствами, которую осуществляла разведка США и Великобритании. Предметами иска стали массовый сбор данных, обмен этими данными с иностранными коллегами и получение информации от поставщиков услуг связи. 

В постановлении, которое вышло во вторник, судьи заявили, что они выявили три «фундаментальных недостатка» в режиме GCHQ. Они заключались в том, что массовый перехват был санкционирован госсекретарем, а не органом, независимым от исполнительной власти, что категории поисковых запросов, определяющие виды сообщений, подлежащих изучению, не были включены в заявку на выдачу ордера, и что поисковые запросы, связанные с физическим лицом (то есть с конкретными идентификаторами, такими как адрес электронной почты), не подвергались предварительной внутренней авторизации.

Нарушений в факте обмена информацией с иностранными разведслужбами ЕСПЧ не увидел. Один из судей, Пауло Пинто де Альбукерке, не согласился с этим решением, заявив, что оно открывает двери для массового наблюдения за электронными устройствами в Европе. Еще четверо судей не согласились с тем, что обмен секретной информацией с иностранными правительствами не является незаконным.

Источник