ФАС предложили обязать интернет-компании раскрывать алгоритмы ранжирования

«Опора России» направила в Федеральную антимонопольную службу проект концепции, которая обяжет интернет-компании раскрывать алгоритмы ранжирования, а также давать равные условия доступа и возможность поставщикам самим управлять ценами на всех платформах.

winenews.it

Объединение требует раскрывать информацию по ранжированию продавцов и товаров, идентификации поставщиков, а также запретить необоснованный отказ в доступе, запретить паритет цен и так далее. Контроль над этим процессом предложено отдать ФАС.

В случае нарушений для онлайн-платформ с доминирующим положением предусмотрен «оборотный штраф», для остальных — фиксированный.

Поводом для обращения «Опоры России» стал конфликт российских отельеров с Booking.com. Они обвинили сервис в навязывании невыгодных условий, в том числе паритета цен, что позволяло Booking.com гарантировать лучшее предложение. В конце 2020 года ФАС предписала, что сервис должен устранить нарушения, потребовав исключить из договоров условия о паритете цен. В настоящее время Booking.com B.V. оспаривает это решение в суде.

«Опора России» предлагает позволить поставщикам товаров или услуг самостоятельно регулировать цены на платформах. При этом операторы платформ будут раскрывать порядок предоставления и стоимости услуг, критерий ранжирования, формирования контекстной рекламы. Как отмечают авторы предложения, условия заключенных договоров должны быть едиными для контрагентов, поставляющих сопоставимые товары и услуги, а об изменениях в правилах пользователи должны извещаться не менее чем за 20 дней.

В ФАС намерены внести предложения на рассмотрение экспертного совета по развитию конкуренции в IT.

Источник на рынке e-commerce говорит, что поводом для ужесточения регулирования стало поведение одного «крупного российского маркетплейса», который «насильно меняет» условия работы с малым бизнесом. Такой пример злоупотребления описан в обращении общественного совета при УФАС Ивановской области в «Опору России» В нем говорится, что летом 2020 года Wildberries уведомила поставщиков о своем праве отступать от указаний продавца о цене и применять скидки. Авторы обращения заявили, что платформа «полностью контролирует ценообразование», может установить скидку в 90 % или 50 % с комиссией 1 %, а при отказе снимает товары с продажи. Однако в Wildberries заявили, что ценообразованием и участием в акциях продавцы занимаются сами.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов отмечает, что в сфере e-commerce работает большое количество сервисов, и поставщики могут выбирать онлайн-площадки с лучшими условиями, а частные проблемы нужно решать в частном порядке. По его словам, маркетплейсы в стране активно развиваются только с 2018 года, а преждевременное госрегулирование ограничит конкуренцию и негативно отразится на удобстве сервисов.

В «AliExpress Россия» считают, что отрасли нужен посредник между маркетплейсами и малым бизнесом. В Ozon утверждают, что и так выполняют большинство требований из концепции, а рынку нужно саморегулирование. В Baon отмечают, что можно прописать базовые вещи, но жесткого регулирования не нужно.

Партнер аналитического агентства Data Insight Федор Вирин указывает, что раскрытие механизма ранжирования грозит накрутками, когда поставщики будут следовать только формуле, а равный доступ не позволит маркетплейсам предлагать лучшие условия компаниям, нужным для развития категории или региона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *