Исследователи придумали новый способ поиска препаратов для борьбы с COVID-19 с использованием программного обеспечения на искусственном интеллекте. Уже разработано 11 рецептов. Проект поддерживается Пулитцеровским центром и Фондом Хейзинг-Саймонса.
Ученые отмечают, что, поскольку в новом методе используются дешевые и легкодоступные исходные материалы, лицензированные поставщики лекарств смогут быстро нарастить производство потенциально успешных препаратов.
В настоящее время известно, что только два препарата — ремдесивир и дексаметазон — помогают бороться с COVID-19. Это привело к дефициту предложения препаратов. 4 августа генеральные прокуроры из 34 штатов США написали федеральным чиновникам письма, в которых они назвали поставки ремдесивира «опасно ограниченными» и призвали предоставить штатам право работать со сторонними производителями для дополнительных поставок в обход патентов Gilead Sciences.
Химик из Мичиганского университета Тимоти Чернак и его коллеги обратились к коммерческой программе искусственного интеллекта синтеза лекарств под названием Synthia.
Группа изучила патенты, чтобы найти способы синтезировать 12 лекарств, которые сейчас проходят испытания в качестве средств борьбы с COVID-19, в том числе ремдесивир. Затем они запрограммировали Synthia на поиск новых синтетических решений. При этом он ограничен вариантами, в которых должны использоваться дешевые исходные материалы без необходимости применения дорогих катализаторов или оборудования.
ПО нашло новые решения для создания 11 из 12 соединений, включая генерические противовирусные препараты умифеновир и фавипиравир. Программа предложила четыре различных способа синтеза умифеновира, в одном случае — с более дешевыми исходными материалами, чем те, которые используются в настоящее время. Однако в случае с ремдесивиром программа не смогла предложить иного решения, кроме как уже запатентованного Gilead.
Чернак говорит, что он и его команда уже зарегистрировали патенты на все новые синтетические соединения. Исследователи хотят передать лицензию на свои производственные методы одной или нескольким фармацевтическим компаниям, чтобы обеспечить адекватные поставки и низкие цены.
«Если вы собираетесь поставлять лекарство всему миру, ваши исходные материалы должны быть дешевыми и такими же доступными, как сахар», — говорит Даниэль Шульц, химик из компании Merck.
Стоит отметить, что патенты обычно дают фармацевтическим компаниям право в течение 20 лет быть единственным поставщиком нового лекарства в определенной стране. По истечении этого срока другие компании могут производить и продавать его как дженерик. При этом владелец патента часто пытается сохранить метод изготовления препарата в секрете, чтобы препятствовать конкуренции.
Ранее стало известно, что экспериментальный центр обработки данных Microsoft, находящийся под водой на Оркнейских островах в Шотландии, участвует в международном проекте распределенных вычислений. Его цель — изучить белки вируса, вызывающего COVID-19, и разработать терапевтические средства для борьбы с вирусом.