Минцфиры планирует допустить в реестр отечественного ПО условно переработанные зарубежные программы

Российским разработчикам не потребуется подтверждать «существенную переработку» зарубежных программ с открытым исходным кодом, чтобы попасть в список отечественного ПО. Об этом говорится в проекте поправок к постановлению правительства об импортозамещении ПО, которое подготовило Минцифры, сообщают «Ведомости». 

Участники рынка предлагали ввести обязательную процедуру доказательства оригинальности программных продуктов. Это обсуждалось на экспертном совете по вопросам ПО осенью 2020 года. Так, участники утверждали о необходимости ввести норму, которая требует от разработчиков предоставить доказательство того, что в исходный продукт внесли не менее 100 существенных изменений и дополнений.

Однако в финальной версии документа требования не оказалось. Таким образом, на включение в реестр отечественного ПО могут претендовать разработчики, которые используют элементы или копии иностранных свободных программ — а также это позволит им участвовать в госзакупках. 

Есть и другие бонусы для таких поставщиков ПО. В частности, для таких российских компаний предусмотрена льготная (3%) ставка по налогу на прибыль и пониженные страховые взносы — 7,6%.

Помимо требований по доказательству оригинальности, из финальной редакции документа исчезло упоминание о квоте для представителей российских ассоциаций на участие в экспертном совете. 

Сейчас в российском законодательстве свободное программное обеспечение (СПО) — это ПО, которое распространяется на условиях свободных лицензий. Его разработчики могут существенно доработать и изменить открытый исходный код, что даёт им исключительные права на производный продукт. 

В список СПО входят, например, «Базальт СПО», Astra Linux, «Мой офис», «Р7 Офис» и AlterOffice. Последнее в 2019 году было исключено из реестра, что стало единственным случаем исключения программного продукта. Экспертный совет решил, что компания-разработчик взяла основательную часть кода у авторов LibreOffice, правами на который обладает сообщество The Document Foundation. Но осенью 2020 года экспертный совет отменил своё решение и вернул AlterOffice в реестр — утверждалось, что компания провела доработку и увеличила уникальность своего продукта, которая стала составлять 36% вместо первоначальный 12%. 

Участники рынка отмечают, что в России есть «фиктивные разработчики», которые вносят минимальные изменения в исходный продукт, но при этом становятся полноценными участниками тендеров. Роль их на рынке ПО номинальна: по словам руководителя юридической фирмы «Интернет и право» Антона Серго, такие разработчики не способны обеспечить полноценную поддержку своего же собственного софта. Кроме того, они могут перепродавать бесплатный софт и тем самым наносить вред реальным разработчикам, которые несут расходы на создание ПО. Тем временем реестр по-прежнему полон иностранными продуктами, распространяемыми бесплатно по условным лицензиям, в которые внесены лишь небольшие изменения — например, перевод меню на русский язык, сетует Серго.

Источник