Платёжная система Wirecard развалилась за 8 дней. Аудиторы называют схему «изощрённым мошенничеством»

Крус акций Wirecard с отметками ключевых событий: от назначения Маркуса Брауна исполнительным директором (1), приёма в немецкий индекс топ-30 (событие 2) до назначения аудита (3) и нахождения фактов мошенничества аудиторскими компаниями (4, 5)

В первые годы своего существования Wirecard AG была малоизвестной фирмой из маленького городка недалеко от Мюнхена. Бессменный исполнительный директор Маркус Браун за 15 лет превратил фирму в глобального гиганта электронных платежей, пишет WSJ.

Wirecard зарабатывала комиссионные за обработку транзакций по кредитным картам от бизнесов. Компания продвигалась на развивающиеся рынки, скупала небольшие фирмы и заключала партнерские соглашения, чтобы привлечь больше клиентов. В финансовой отчётности продажи и прибыль неуклонно росли. Wirecard утверждала, что обрабатывает транзакции на $140 млрд в год от четверти миллиона компаний, что делает её полноценным конкурентом Square и PayPal. В короткий промежуток времени рыночная капитализация Wirecard превышала капитализацию любого немецкого банка.

Затем компания развалилась со скоростью света.

Развал Wirecard напоминает быстрый крах энергетической компании Enron почти два десятилетия назад. 17 июня 2020 года Wirecard оценивалась более чем в $14 млрд. Через восемь дней она подала заявление о банкротстве.

18 июня Wirecard признала, что соврала аудиторам. Она говорила, что $2 млрд активов хранятся в паре филиппинских банков, но на самом деле их там нет. Эта сумма эквивалентна всей прибыли компании за более чем десятилетие.

Компания и её аудиторы говорят, что недостающих денег, вероятно, никогда не существовало. Немецкие регуляторы и прокуроры копаются в бухгалтерских книгах, чтобы разгадать, использовала ли одна из самых перспективных финансовых компаний Европы фиктивные доходы, чтобы раздуть свои продажи и обмануть инвесторов относительно благосостояния бизнеса. На прошлой неделе прокуратура Мюнхена сообщила, что группа прокуроров, полицейских и специалистов по информационным технологиям провела обыски в трёх офисах Wirecard в Мюнхене и двух в Вене.

Поскольку всё развалилось так быстро, следователи только начинают собирать воедино общую картину. Основная версия заключается в том, что Wirecard использовала независимых сторонних партнёров, которые должны были обрабатывать ее бизнес в странах, где у нее не было лицензий, для генерации липовых потоков доходов — ради увеличения курса акций и роста капитализации.

«Изощрённое мошенничество»
Ernst & Young GmbH, которая проводила аудит компании в течение многих лет, 25 июня заявила: «Есть чёткие признаки, что это было тщательно продуманное и изощрённое мошенничество с участием нескольких сторон по всему миру в различных организациях».

Расследование ведут немецкие прокуроры, а также власти Сингапура и Филиппин. Прокуроры и регуляторы пытаются определить, были недостающие $2 млрд выдумкой, чтобы скрыть плохую работу, или частью схемы для выкачивания денег — или и тем, и другим.

Исполнительный директор Маркус Браун был задержан, обвинён в завышении объёма продаж с помощью фальшивой выручки — и выпущен под залог. Его помощник скрылся и сейчас разыскивается в Германии и на Филиппинах, хотя по версии следствия он уже уехал в другую страну.

Браун подал в отставку. Его адвокат заявил, что клиент полностью сотрудничает с прокурорами, и отказался от дальнейших комментариев. Wirecard в письменном заявлении сообщила, что будет продолжать управлять платёжной системой во время реструктуризации бизнеса в ходе процедуры бьанкротства. Компания сомневается в то, что названная сумма денег когда-либо существовала, а также в том, что третьи лица вели бизнес от её имени.

Онлайновые платежи — быстрорастущий финансовый сектор, который развивается на фоне роста интернет-коммерции и снижения популярности наличных денег. Такие компании, как Wirecard, создают программное обеспечение и устройства, которые торговцы используют для обработки платежей. Платёжные системы также помогают продавцам с бухгалтерией и защитой от фрода.

Успех Square и PayPal вызвал настоящий бум на рынке. В прошлом году Fidelity National Information Services заплатила $35 млрд за компанию Worldpay, конкурента Wirecard.

Wirecard утверждала, что является одной из ведущих платёжных компаний Европы. Однако компанию не включили в авторитетный отраслевой рейтинг игроков платёжной индустрии Nilson Report, поскольку она, в отличие от большинства конкурентов, не объяснила, как заявленный объём платежей разбивается по типам бизнеса.

Маркус Брауна, по образованию специалист по компьютерным наукам, пришёл в Wirecard около 2000 года, после работы консультантом по менеджменту. Он помог владельцам из компании, которая тогда называлась Electronic Billing Systems AG, осуществить ряд слияний и поглощений в зарождающейся отрасли.

Компания начала торговаться на немецкой фондовой бирде в 2002 году после покупки InfoGenie, жертвы пузыря доткомов. Браун был назначен исполнительным директором.

Компания переименовалась в Wire Card — сначала из двух слов. Как гшоворят бывшие сотрудники, в своих финансовых отчётах она не упоминала онлайн-порнографию и нелегальные азартные игры (с США запрещён онлайн-покер), хотя занималась такими платежами.

Высокий и стройный, 50-летний мистер Браун выступал на конференциях по финансовым технологиям с речами, полными предсказаний о будущем. Он часто носил черные водолазки.

В 2012−2019 доходы и прибыль корпорации быстро росли. По крайней мере, на бумаге. Сейчас идёт расследование истории с пропавшими $2 млрд, которые являются продуктом быстрого «бумажного» роста оборота и прибыли.

Доходы и чистая прибыль компании в 2012−2019 годы до выплаты налогов, дивидендов и амортизации

Сейчас следствие изучает партнёров Wirecard, которые могли работать от её имени или в её интересах на тех рынках, где у Wirecard нет лицензии. В частности, изучается деятельность сингапурской компании Senjo Group. Сама Wirecard говорила, что получает процент от транзакций, а доход оседает на счетах, которые контролирует доверенный управляющий.

Senjo, наряду с двумя аналогичными компаниями в Дубае и на Филиппинах, обеспечила на бумаге более половины выручки Wirecard и 95% её прибыли в последние годы.

Интересно, что некоторые аудиторы давно предупреждали о мошенничестве Wirecard. В частности, Мэтью Эрл (Matthew Earl), автор отчёта 2016 года, твёрдо прогнозировал сильное падение акций Wirecard. Если он реально зашортил их, то падение почти в 100 раз оказало исследователю существенную материальную поддержку.

Источник