В сентябре 2020 года инвестиционная компания SoftBank объявила о продаже Arm Ltd. компании Nvidia за $40 млрд, что вызвало настоящий ажиотаж в мире IT.
С самого начала было ясно, что сделка вызовет большие вопросы у антимонопольных органов, поскольку Arm Ltd. разрабатывает процессорную архитектуру ARM, а лицензиатами являются практически все производители и разработчики микросхем в мире, включая прямых конкурентов Nvidia, таких как AMD.
Сейчас реакция антимонопольных органов ставит под сомнение всю сделку.
Британская фирма Arm Ltd. принадлежит лондонскому подразделению SoftBank Group Capital и фонду SoftBank Vision. Объявляя о сделке с американской Nvidia, обе компании сослались на необходимость получить одобрение от регулирующих органов во многих странах, включая Великобританию, Китай, Европейский Союз и США. По этой причине они сразу сказали, что завершение сделки может занять 18 месяцев — намного больше, чем обычный процесс получения одобрения регулирующих органов.
Компании изначально хорошо понимали, что провести сделку через регуляторов будет непросто.
Arm Ltd. — ведущий поставщик интеллектуальной собственности в мире. Он лицензирует свои технологии широкому кругу полупроводниковых компаний. Когда его купил японский инвестиционный холдинг SoftBank Group в 2016 году, эта покупка не вызвала антимонопольного вопроса, поскольку у японского конгломерата не было подразделения по производству чипов, способного конкурировать с другими клиентами Arm.
В случае с Nvidia совершенно другая ситуация, потому что американский производитель чипов напрямую конкурирует с такими клиентами Arm, как Qualcomm, Intel, AMD, тайваньская MediaTek и южнокорейская Samsung Electronics.
Эксперты считают, что сделку с Nvidia будет трудно провести через антимонопольных регуляторов США и ЕС. Информированные источники сообщают, что Intel и Qualcomm активно лоббируют регуляторов в США и других странах заблокировать эту покупку.
В конце декабря стало известно, что Федеральная торговая комиссия США (FTC) направила Nvidia так называемый «второй запрос», в котором попросила представить подробные внутренние документы, связанные с предполагаемым приобретением Arm, для антимонопольного расследования.
«Второй запрос» выдаётся, когда регуляторы считают, что существует разумная вероятность того, что сделка может помешать честной конкуренции, объясняют юристы по сделкам M&A. Шаг FTC следует рассматривать как знак того, что сделка будет «тщательно изучена в США».
В таких случаях компаниям зачастую приходится взять на себя обязательство не предпринимать дискриминационных действий в отношении какой-либо другой компании или принять меры для решения проблем регулирования, таких как продажа некоторых предприятий или активов. Это может привести к серьёзной задержке в завершении сделки.
Юристы говорят, что для сделки SoftBank-Nvidia первое препятствие, которое нужно устранить, — это расследование FTC: «Результаты расследования в США, скорее всего, повлияют на регулирующие действия в ЕС, Китае и на других рынках», — пояснил юрист Такафуми Уемацу в комментарии Nikkei Asia.
Реакция Китая на это дело также привлечёт большое международное внимание, отчасти из-за ожесточённого конфликта с США. Как известно, Вашингтон ввёл санкции, которые мешают Huawei покупать микросхемы без специальной лицензии, включая чипы, разработанные или изготовленные иностранными компаниями с использованием американского программного обеспечения или технологий.
Британская Arm Ltd. решила игнорировать санкции — и продолжила поставки Huawei. Компания заявила, что дизайн её микросхем имеет британское происхождение, не использует американских технологий и не нарушает американские санкции на поставки Huawei.
Но покупка американской компанией Nvidia делает Arm Ltd. более зависимой от американского правительства. Можно предположить, что в такой ситуации она будет вынуждена всё-таки подчиниться санкциям США. Очевидно, что китайские власти способны просчитать эту ситуацию на два шага вперёд — поэтому у них нет никаких причин одобрять сделку между SoftBank и Nvidia. И у них есть определённые рычаги, поскольку Arm Ltd. владеет 49% совместного предприятия Arm China. Поэтому сделка SoftBank и Nvidia включает в себя покупку Arm China, что требует одобрения государственного управления по регулированию рынков Китая (SAMR).
Для Nvidia существует и зловещий прецедент. В 2018 году SAMR эффективно блокировала попытки американской Qualcomm купить голландского производителя чипов NXP Semiconductors, просто не дав одобрение сделки до дедлайна, установленного двумя компаниями.
В 2020 году китайские власти одобрили приобретение компанией Nvidia израильского разработчика чипов Mellanox Technologies. Сделка также была одобрена регуляторами США, ЕС и Мексики, но китайская бюрократия затянула процесс более чем на год.
Юристы говорят, что в данном случае расследование SAMR может быть долгим и затяжным, поскольку правительственное агентство попытается выяснить политику новой американской администрации. Дело в том, что SAMR по-прежнему остаётся под контролем правительства и действует в соответствии с внешней политикой Китая. Поэтому очень маловероятно, что SAMR быстро одобрит сделку.
Кроме того, 18 января 2021 года в Китае вступили в силу новые правила по рассмотрению иностранных инвестиций исходя из соображений национальной безопасности. Новый режим мониторинга охватывает иностранные инвестиции в военный сектор и приобретение контрольных пакетов акций в таких секторах, как энергетика, природные ресурсы, сельское хозяйство, интернет-технологии и финансовые услуги. Поскольку полупроводниковые технологии рассматриваются в Китае как важный вопрос безопасности, план Nvidia по приобретению Arm может быть рассмотрен в рамках новой системы, даже если в сделке участвуют только иностранные компании. Тут имеет значение что доля Arm в Arm China будет продана американской компании, то есть китайско-британское СП становится китайско-американским, в котором контрольный пакет принадлежит США.
Целая кампания против сделки SoftBank-Nvidia развернулась в Великобритании, где Arm Ltd. рассматривают практически как национальное достояние. Инженер и соучредитель компании Arm Ltd. Герман Хаузер открыл сайт кампании против продажи Arm Ltd. и опубликовал открытое письмо премьер-министру Борису Джонсону.
В письме Хаузер пишет: «Arm — единственная оставшаяся британская технологическая компания и у неё доминирующее положение в разработке процессоров для мобильных телефонов». Он выражает озабоченность по поводу потери рабочих мест в Великобритании и отношений с лицензиатами Arm из-за интересов нового владельца. Хаузер также говорит, что Великобритания пострадала от технологического доминирования американских компаний, таких как Google и Apple, и нуждается в собственном «торговом оружии». Он призвал британское правительство установить три юридически обязательных условия для проведения сделки, включая гарантии занятости для сотрудников Arm в Великобритании и соглашение о том, что Nvidia не должна получать никаких преференций по сравнению с другими действующими лицензиатами Arm. Открытое письмо уже собрало более 2000 подписей.
6 января 2021 года антимонопольное ведомство Великобритании объявило, что будет расследовать планируемую продажу Arm, и пригласило «заинтересованные стороны предоставить мнения» по этой теме.
По мнению юристов, в эту сделку может вмешаться даже правительство Великобритании, поскольку полупроводниковые технологии важны с точки зрения национальной обороны.
Таким образом, в отношении перспектив этой сделки по-прежнему существует большая неопределённость. Очевидно, что для покупки Arm от Nvidia требуется хорошо продуманная стратегия по связям с общественностью, а также убедительные аргументы, чтобы склонить на свою сторону общественное мнение и регуляторов и по всему миру.