Торгово-промышленная палата аннулировала документы, которые подтверждали российское происхождение нескольких систем хранения данных компании Yadro. Уведомление об этом поступило Консорциуму отечественных разработчиков СХД (АНО «РосСХД»). Среди прочего, ТПП упомянула СХД «Татлин», «Татлин-Ю» и «Татлин-М».
СХД «Татлин» / yadro.com
Теперь Минпромторг обязан исключить их из реестра отечественной радиоэлектронной продукции, заявил исполнительный директор РосСХД Олег Изумрудов. Соответственно, такая продукция не может выставляться на торги при госзакупках и использоваться операторами для записей переговоров и переписки абонентов по закону Яровой.
Yadro считается крупнейшим российским производителем систем хранения данных и серверов. По итогам 2020 года компания занимала 22,5 % рынка в денежном выражении. Ее выручка за прошлый год составила 26 млрд рублей. По данным источника, более половины этой выручки приходится на госзакупки, а также на закупки, связанные с законом Яровой. Заказчиками Yadro выступали ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, «Ростех», «Ростелеком» и другие.
При этом производитель не входит в РосСХД, зато консорциум включает разработчика систем хранения данных «Аэродиск», разработчика процессоров «Байкал» Baikal Electronics, разработчика процессоров «Эльбрус» и разработчика операционных систем «Базальт СПО». РосСХД обвинил Yadro в том, что под видом российской продукции она предлагает заказчикам системы на процессорах американской IBM.
Yadro отмечает, что ее промышленная продукция «полностью соответствует соответствующим регуляторным требованиям, серийно производится на собственной фабрике в Подмосковье в кооперации с отечественными предприятиями радиоэлектронной отрасли».
Как объясняет ТПП в письме Минпроморгу, документы о происхождении СХД Yadro аннулировали, так как при экспертизе была допущена «техническая ошибка».
«Исключение продуктов Yadro из реестра существенно скажется на распределении доли отечественных и иностранных производителей на рынке СХД по итогам этого года, и не в пользу российских», — говорит гендиректор АНО «Консорциум «Вычислительная техника» Светлана Легостаева. По ее словам, корпоративный сектор останется без отечественных решений соответствующего класса, и это приведет к массовым обоснованиям невозможности применения отечественных систем хранения данных. Легостаева считает, что критерий «отечественности» уже выступает как инструмент в борьбе с конкурентами.
Кроме того, отказ от продуктов Yadro может привести к переносу сроков внедрения российского оборудования тех заказчиков, кто использовал их, отмечает директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский: «Несмотря на необходимость ведения четкой процедуры чистки реестра от нелокализованной продукции, она должна быть максимально прозрачной и использовать только объективные критерии, чтобы это не превратилось в войну компроматов». Он при этом подчеркнул, что должна работать процедура чистки реестра от продукции, которая не соответствует требованиям к уровню локализации.
Ранее Минпромторг предложил ужесточить требования для программного обеспечения, которое хотят внести в реестр российского, и давать этот статус ПО, которое совместимо с отечественным оборудованием. Сейчас ему достаточно работать с российским ПО. При этом в «Базальт СПО» признавали, что более 90 % софта из реестра несовместимо с отечественным оборудованием.
Между тем экспертный совет комиссии по развитию радиоэлектронной промышленности при Госдуме предложил изменить терминологию, которая используется в законодательстве —заменить термин «российский производитель» на «российский разработчик». По мнению экспертов, отечественным должен признаваться продукт, в котором России принадлежит контроль в части патентного владения технологиями.