Привет Хабр! Вместо обычного рассказа о крупнейших событиях недели, в этот раз итоги венчурного года. Чем кроме вируса запомнился 2020 год в стартап-индустрии? Оригинальный ролик на YouTube, ниже расшифровка.
Новый год — время подведения итогов. Понятно, что новость года, тренд года, итог года — это все вирус. №1— вирус и № 2 — вирус, и, наверно, № 10 — вирус. COVID очень много изменил, COVID очень многое поменял надолго. Мир после COVID будет совсем другим, чем до COVID. И сейчас об этом разговаривать рано. Надо подождать, чем все это кончится.
Сегодня я говорю о том, что случилось за год кроме удаленки, масок, курьеров и всего ковидного. Многое произошло на самом деле.
Взлет TikTok
TikTok. Это точно был его год. TikTok был популярным и успешным стартапом раньше. Если я правильно помню, его материнская компания ByteDance — самый дорогой стартап мира аж с 2018 года. Но, тем не менее, именно в этом году TikTok перестал быть стартапом, а стал частью экосистемы интернета. Он уже большой. Мы уже ценим его не за будущее, не за перспективы, не за рост, а за то, что есть уже сейчас. Его доля в просмотрах, в популярности, в упоминаниях уже сейчас значима. В разных странах по-разному. Но это везде игрок первой лиги, он уже везде напрямую конкурирует с Facebook, Instagram, Snapchat. Это не какое-то будущее, это то, что уже есть.
По выручке пока не так. Выручка появится в будущем году или через год. Но по популярности уже так. Все ведущие развлекательные блогеры уже должны быть в TikTok. Это все уже произошло. Это не будущее. TikTok пришел.
Сбербанк теперь Сбер
Сбер. В это трудно поверить, но тот Сбер, который мы сейчас знаем, к которому мы успели привыкнуть, он появился в этом году. В прошлом году все было по-другому. В прошлом году Сбербанк был почти обычным банком, который обещал построить интернет-компанию, какую-то интернет-экосистему. Вот за год он ее более-менее построил. За год стало привычно заказывать еду в сервисах Сбера. За год стало привычно смотреть видео в сервисах Сбера и слушать музыку в сервисах Сбера. За год стало привычно, что Сбер покупает новую интернет-компанию каждую неделю. Ничего подобного год назад не было.
Год назад он конкурировал с ВТБ, Альфа, Тинькофф и еще какими-то банками. Сейчас он продолжает конкурировать с ними, но одновременно, почти по всем направлени, конкурирует с Яндексом и Mail.ru. Внутри банка родилась большая интернет-компания, которая охватывает все сектора современной потребительской экономики. И это случилось за год.
Рекорды Spacetech
Космос улетает в космос. Все помнят успешный полет SpaceDragon Маска. Недавно полетела в очередной раз Ангара. У китайцев технические прорывы. И венчурная активность очень большая. Много новых космических компаний. Много раундов у старых космических компаний. Много технических успехов у космических стартапов.
Посмотрите на Momentus с российскими основателями. Он уже почти вышел на IPO. Вообще много помните IPO компаний с российскими основателями? Вот еще одно и оно будет космическое.
Доходит до совсем удивительного. Я в одном инвесторском чатике нахожусь. Там простые бизнес-ангелы с обычными чеками, по 100 тыс. долларов. Они обсуждают новый космический стартап. Будут они в него инвестировать, не будет они в него инвестировать. Правильный там двигатель, неправильный там двигатель. Вчера про EdTech сегодня про космос. Космос становится популярным во всех странах, на всех уровнях. Будто не 2021 год встречаем, а какой-нибудь 1962.
Выход есть!
Последние лет 5 венчурный рынок России активно жаловался на проблему выходов. Есть хорошие стартапы, в них инвесторы вкладываются, стартапы отлично растут, а потом продавать их некому. Никто не хочет покупать. И поэтому по цепочки проблемы для будущих стартапов. Инвестор видит, что выхода нет, потому не вкладывается. Стартапы не могут получить инвестиции, поэтому не вырастают. Поэтому беда.
В 2020 году эта проблема решилась. Никто об этом не говорит, это не пиарится. Но, тем не менее, 2020 год — это год выходов. Выходов случилось очень много. Выходы были разные. Было IPO Озон, планируется IPO ivi, Сбербанк купил очень много компаний, Mail.ru купил очень много EdTech. Происходили независимые покупки — Манго купил Calltouch. Много всего случилось. Статистику я не делал. Но на глаз доля выходов России стала больше, чем доля входов. Понятно, что рынок в целом маленький и в штуках все равно не очень много получается. З0 публичных историй, а в Штатах столько за неделю проходит. Это просто рынок маленький. При масштабе нашего рынка выходов случилось очень много.
Если хотя бы половина этой активности — это не разовые всплески, а часть тренда, какого-то реального изменения, то, повторяю, проблема выходов решена. Это драматически меняет российский венчурный ландшафт. И снова пора инвестировать в местные проекты.
Деньги на биржу!
Обычные люди в России полюбили фондовый рынок. Их становится все больше. Каждый месяц ставятся рекорды по количеству открытых счетов. Каждый месяц ставятся рекорды по количеству активных счетов. Становится больше брокеров. Брокеры делают все более красивые мобильные приложения. Брокеры все более активно их рекламируют. Все растет, все улучшается, все пузырится.
В принципе, тоже самое я мог сказать год назад. И скорее всего, тоже самое я смогу сказать и через год. Это не новость 2020 года. Это тренд. Но, тем не менее, тренд продолжается и какое-то время будет еще продолжаться.
Есть два практических вывода, которые можно извлечь. Первый — пилите стартапы под новый рынок. Триллионы рублей перетекают из депозитов на биржу. Это большая новость, это большое новое потребление. Под это можно создавать какие-то новые проекты. Наверно, трудно с нуля создать нового брокера, но что-то более хитрое создать можно. Создавайте стартапы. Бегите. Не так часто создаются новые рынки.
Второй практический вывод — немного страшно за российский фондовый рынок. Знаете ту замечательную фразу про то, что когда чистильщики обуви выходят на биржу, надо продавать. В России происходит нечто подобное. Я в числах не оценю насколько частные инвесторы влияют на цены российских акций, но может быть уже влияют. Например, тревожный сигнал, что Яндекс торгуется по мультипликаторам лучше Google, а Озон — Amazon. В принципе так быть не должно. В принципе должен быть страновой дисконт, а его нет. Так что страшно. Может все упасть. А может и не упасть.
Бизнес-модели года
Главная бизнес-модель года — это дарк-сторы, Яндекс.Лавка, Самокат. Вы скажете, что это все из-за вируса и не надо об этом говорить, потому что про вирус мы сегодня не говорим. Я скажу — нет, просто совпало. Оно и в прошлом году росло. И в будущем году будет расти. И в этом году росло вне локдауна и карантина. Просто есть такой тренд. Это очень хорошее предложение — доставка продуктов бесплатно за 15 минут. И очень хорошо, что российские компании смогли сделать это предложение.
Бизнес-модель развивается не только в России. Есть проекты в Германии, в Штатах, наверняка есть в других странах. Яндекс вышел в Израиль. Вообщем, мировой тренд. Россия одна из первых. Наверно сильно отстает от Китая, но больше ни от кого.
2020 год — год электросамокатов в России. Сервисы были и раньше. Но по-настоящему массовыми они стали именно в этом году. Такая условная планка преодолена. Теперь это не дикость, а нормальная часть городского ландшафта. По крайней мере в некоторых городах. В 2021 году оно еще в разы вырастет. Но сейчас оно уже существует. Сейчас это уже не развлечение, а общественный транспорт. Да, не самый популярный, но тем не менее существующий.
В мире этот переход случился несколько лет назад, Россия отстает. Может быть случайно. Может быть, денег требуется много на покупку самокатов. Может быть, потому что холодно. Может быть, по совокупности факторов. Вообщем, тут мы от мира несколько отстали.
Продолжает очень сильно расти EdTech. У всех проектов все очень хорошо. У всех растет выручка, все очень довольны. Говорят, что тренд скоро закончится, но пока есть. Пока у всех все растет.
Вот таким был 2020 год в венчуре и стартапах. Счастливого Вам 2021 года.