Кунцевский районный суд Москвы отклонил иск Александра Земскова, обладателя патента на способ определения местоположения смартфонов, к Huawei. Однако эксперты признали, что смартфон Honor 7A «использует каждый признак» этого изобретения.
Honor 7A Pro
Иск был подан к российской «дочке» Huawei, ООО «Техкомпания Хуавэй».
Земсков является правообладателем изобретения «Способ и система определения местоположения объекта на территории». Оно позволяет определить локацию гаджета за счет данных о его электромагнитном излучении от ближайшей базовой станции. Патент был получен в 2008 году ООО «Всевидящее око». Его применили при внедрении услуг компании геопозиционирования «Кремлевское кольцо». Разработка отвечала за уборку территории Кремля и дороги до аэропорта Внуково, так как на тот момент она, в отличие от GPS, позволяла отследить машины и другую технику в гаражах и тоннелях. Как утверждает Земсков, у компании было несколько десятков клиентов, «но после того как Google стала интегрировать технологию в мобильные телефоны», ее услуги постепенно перестали пользоваться спросом. В 2020 году «Всевидящее око» было ликвидировано.
Инженер считает, что его идея была использована в смартфоне Honor 7A. Центр независимой экспертизы «ПетроЭксперт» признал, что этот смартфон записывает в удаленную базу данных физические параметры электромагнитного излучения в заданной точке территории и далее определяет местоположение устройства.
Однако суд принял доводы китайского производителя, который утверждает, что местоположение определяется не на самом устройстве, а на серверах владельца ОС Android Google, под управлением которой работает смартфон. При этом «Техкомпания Хуавэй» «не контролирует сервисы компании Google и не определяют технические аспекты их функционирования».
Также суд указал на то, что Honor 7A производит иностранное государство, на территории которого патент Земскова не был зарегистрирован или учтен.
Представитель Huawei заявил в суде о том, что компания обладает «собственными техническими решениями» и получила свыше 100 тысяч патентов, и у ее российской «дочки» нет необходимости «использовать патент истца, который в мире не используется в качестве цитируемого документа» в научных публикациях.
Однако адвокат Александра Земскова Алена Бачинская считает решение суда «грубой ошибкой применения Гражданского кодекса», так как речь идет не о продукте: «Суд сделал вывод, что смартфон ответчика не использует патент истца, поскольку не все действия запатентованного способа осуществляются непосредственно в устройстве. Но в этом и суть патента, геолокация смартфона определяется в результате последовательных действий, в том числе приема внешних электромагнитных волн и обращения к серверам, содержащим сведения о географических точках. Сама суть изобретения (как и многих иных запатентованных способов) предполагает обращение к внешним источникам, это абсолютно соответствует закону».
Теперь Земсков обжалует решение суда.
Ранее инженер уже судился с «дочками» Samsung и Apple в России. Он требовал от производителей 30 тысяч рублей — по 10 тысяч — за каждый случай нарушений, обнаруженных в приобретенных им трех смартфонах компаний. Однако в конце июня Пресненский районный суд приостановил рассмотрение иска к «Самсунг Электроникс Рус Компани» до проведения экспертизы. Предварительное заседание по иску к «Эппл Рус» должно состояться в конце июля.
Земсков в настоящее время является сотрудником израильского разработчика промышленного оборудования Shoham.