Ученые из Кардиффского университета и Массачусетского технологического института обнаружили в атмосфере Венеры фосфин. Это вещество может указывать на существование жизни. На Земле его производят анаэробные организмы. Об открытии официально объявили на онлайн-конференции Королевского астрономического общества.
Фосфин (фосфористый водород, фосфид водорода, гидрид фосфора) представляет собой бесцветный ядовитый газ, и на нашей планете он имеет исключительно биологическое происхождение. Он имеет выраженный запах тухлой рыбы или чеснока. Длительное вдыхание газа при концентрации 10 мг/м³ приводит к летальному исходу. Фосфин также способен к самовозгоранию при контакте с кислородом. Стоит отметить, что речь не идет о газе в чистом виде.
Таким образом, либо на Венере происходят процессы жизнедеятельности, либо газ на планете вырабатывается иным, неизвестным науке образом. Астрономы обнаружили фосфин в слое облаков Венеры, где температуры довольно близки к температурам на нашей планете. Открытие следов фосфина принадлежит Дэвиду Клементсу, астрофизику из Имперского колледжа Лондона.
Лишь в 2019 году фосфин начали использовать в качестве биосигнатурного газа для поиска жизни на экзопланетах.
Международная группа исследователей попыталась смоделировать такие явления, при которых на Венере мог появиться фосфин. Они предположили, что это были удары молний или бомбардировки поверхности планеты метеорами. Однако пока показатели не совпали. Было обнаружено, что природные источники производят максимум одну десятитысячную от количества фосфина, которое зафиксировали ученые.
Авторы исследования сами называют идею поиска жизни на Венере абсурдной, поскольку планета воплощает определение адского пейзажа. Ее часто называют двойником Земли, поскольку соседние планеты схожи по размеру, массе и скальному составу. Однако Венера окружена плотной атмосферой из углекислого газа. Температура на поверхности может достигать 900 градусов по Фаренгейту (482 по Цельсию), а при таких показателях плавится свинец. На поверхности официально подтверждена вулканическая активность. Тяжелые облака состоят из капелек серной кислоты и представляют собой настолько кислую среду, что ее невозможно измерить в привычных показателях pH.
Тем не менее, астрономы допускали существование отдельных форм жизни в верхушках облаков планеты на высоте 48-60 км, где температура колеблется от 30 до 200 градусов по Фаренгейту (от -6,6 до +93,3 по Цельсию). Предположение об этом сделали еще астроном Карл Саган и биолог Гарольд Моровиц в 1967 году. Ученые особенно внимательно рассматривали темные участки облаков Венеры, области, которые поглощают больше ультрафиолетового света. По их предположению, это могли быть крупные скопления светочувствительных микроорганизмов.
Интересно то, что для производства фосфина требуется много энергии, а жизнь является основным ее источником. Помня об этом, международная группа исследователей использовала два наземных телескопа — телескоп Джеймса Клерка Максвелла на Гавайях и Атакама в Чили — для поиска любых возможных признаков фосфина в атмосфере Венеры. Они обнаружили газ с концентрацией от пяти до 20 частей на миллиард в атмосфере. Согласно расчетам доктора Пола Риммера из Кембриджского университета, чтобы создать такое количество фосфина на Венере, земным организмам потребуется всего лишь 10% от их максимальной продуктивности. Однако организмы на другой планете могут сильно отличаться от земных. Кроме того, на Земле встречаются места, где концентрация фосфина даже ниже обнаруженной на Венере.
BOOOOOM!
Scientists at MIT, Cardiff University, and elsewhere have observed what may be signs of life in the clouds of Venus.
Precisely as I advised clients a decade ago.
This is the announcement video to be officially published on September 14th, 2020.
We are not alone. https://t.co/PSUgUj66T7 pic.twitter.com/SljzVZh7rb
— Brian Roemmele (@BrianRoemmele) September 13, 2020
Ученые пока не спешат с выводами относительно своего открытия. Они намерены проверить обнаруженный газ более тщательно, чтобы исключить вероятность путаницы с диоксидом серы.
«Как говорится, экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств», — говорит Клементс. — «У нас есть довольно хорошие доказательства, я бы не сказал, что они выдающиеся».