В Евросоюзе предлагают ввести право на офлайн

Европейские политики ещё с января 2021 года работают над законом, который бы ограничил право сотрудников тревожить своих коллег в нерабочее время посредством звонков, электронных писем и сообщений в мессенджерах. Об этом CNBC рассказал депутат Европарламента от Мальты Алекс Агиус Салиба, который возглавляет рабочую группу по этому вопросу.

Идея о введении этой нормы в законодательство Евросоюза обсуждалась с самого начала пандемии, поскольку огромная часть европейских работников перешла на удалённый режим. По словам депутата, в сочетании с культурой постоянного использования смартфонов и неотрывным наличием доступа к электронной почте это могло привести к размытию границ между рабочим временем и личной жизнью. Кроме того, одним из негативных последствий стало то, что начальники и управленцы начали требовать присутствия подчинённых онлайн в нерабочее время.

Салиба отметил в интервью телеканалу, что из-за подобной практики европейские работники стали больше страдать от переутомления, при этом проблема никак не решается из-за постоянного увеличения числа сотрудников на удалённом формате.

Компании и отдельно взятые государства уже делали попытки реализации права на офлайн. В 2012 году автоконцерн Volkswagen начал блокировать некоторым сотрудникам доступ к электронной почте с вечера до утра. В 2017 году профсоюзы во Франции приняли новые правила, которые определяют более жёсткие границы рабочего дня у удалённых сотрудников. Аналогичный свод приняли в 2021 году профсоюзы Ирландии. В обоих случаях при нарушении права на офлайн работники могут подавать жалобы в комиссии по разрешению споров на рабочем месте. Во Франции же в 2018 году компания Rentokil была вынуждена заплатить 60 тысяч евро за их нарушение.

Тем не менее, реализация права на офлайн на практике — трудновыполнимая задача, пишет CNBC. Как отметила основательница британского кадрового агентства Futureheads Бе Калер Пилигрим, чисто технические методы решения проблемы могут быть недостаточно эффективными, поскольку в европейском обществе по-прежнему нет кодекса поведения, который бы учитывал необходимый баланс. По её словам, довольно сложно внушить людям, что полное отключение от рабочих процессов — это нормально. Проблему осложняет и то, что у каждого сотрудника свой лимит утомления и начальникам не всегда понятно, когда необходимо прекратить требовать от работника ответа.

Кроме того, поясняет региональный вице-президент ActiveCampaign по странам Европы, Ближнего Востока, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона Джон Ламфьер, международным компаниям, которые работают в разных часовых поясах, трудно реализовать идею о праве на офлайн. Так, в европейском коллективе его корпорации есть отделы, которые регулярно работают с коллегами из США и Азии, из-за чего тем или иным сотрудникам приходится быть на связи либо до начала рабочего дня, либо после его окончания. Ламфьер сообщил, что ActiveCampaign сейчас разрабатывает политику компании по праву на офлайн, однако не будет устанавливать слишком строгие правила по этому вопросу, поскольку это сильно скажется на её работе.

Профессор психологии университета Сассекса в Британии Эмма Рассел рассказала CNBC, что строгие правила действительно могут вызывать проблемы. В своей работе, опубликованной в начале 2020 года, она рассматривала различные способы реализации права на офлайн. Так, некоторые из ранних попыток применить это право были достаточно жёсткими — организации самостоятельно отключали доступ работников к серверам своей электронной почты по окончании рабочего времени. Рассел заметила, что компании поступали так из благих намерений, однако многим работникам этот подход показался некомфортным, в частности, тем, кто предпочитает работать по гибкому графику.

Салиба сообщил, что законопроект разрабатывается ещё с января 2021 года. Евродепутат уверяет, что предлагаемый рабочей группой Европарламента законопроект установит базовые минимальные требования к работодателям. По его словам, он будет учитывать потребности самых различных отраслей и секторов экономики.

Источник