В «Газпроме» оценили переход на российское ПО минимум в 180 млрд рублей

Глава «Газпрома» Алексей Миллер считает, что переход на «преимущественное использование» российского программного обеспечения и радиоэлектронное и телекоммуникационное оборудование обойдется компании в сумму от 180 млрд рублей.

В письме премьеру Михаилу Мишустину Миллер просит исключить из проекта указа конкретные сроки перехода на российских софт и оборудование. Нынешняя версия предполагает, что на отечественное ПО нужно перейти до 1 января 2024 года, а на оборудование — к началу 2025 года.

Письмо изучают в Минцифры. Миллер также просит рассмотреть и учесть предложения «Газпрома» по доработке этого президентского указа и соответствующих проектов постановления правительства.

Ранее первый замглавы компании Олег Аксютин направил эти предложения в Минпромторг. В них предложено добавить, что компании, которые относятся к субъектам критической информационной инфраструктуры, должны сами разработать и утвердить планы перехода на преимущественное использование российского ПО и оборудование. Автор ссылался на закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который определяет этот переход как техническое перевооружение.

Аксютин отмечает, что ПО предприятий представляет собой единые программно-аппаратные комплексы, и их замену нужно производить единовременно после проведения аудита существующего софта и подготовки плана. Он указывает, что этап планирования работ «критически важен» для реализации. Согласно проекту указа, они должны быть подготовлены за несколько месяцев, к 1 июля 2021 года. Аксютин предлагает перенести подготовку плана на девять месяцев с момента утверждения документа.

Эксперт в области информационной безопасности Алексей Лукацкий подтверждает, что перейти на российский софт и оборудование в течение трех-четырех лет будет нереально. По его словам, необходимо дождаться окончания жизненного цикла текущего промышленного софта и «железа» и проводить тестирование отечественных решений.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач соглашается, что такие сроки перехода ведут к экстремальным расходам, которые могут ударить по другим статьям трат «Газпрома».

Президент некоммерческой организации «Союзнефтегазсервис» Игорь Мельников считает, что разработать конкурентноспособное промышленное российское ПО или технику можно только при поддержке всех компаний ТЭК.

Изначально Минцифры предлагало осуществить переход до 1 января 2021 года для софта и до 1 января 2022 года — для «железа». Однако Ассоциация банков «Россия» заявляла, что это создаст риски масштабных перебоев в работе финансовых учреждений. В итоге чиновники перенесли эти сроки, но АБР критиковала и их. Ассоциация просила ЦБ продлить переход как минимум до 2027–2028 годов. Затраты банков на переход оценивают в сумму от 90 млн до 150 млрд рублей.

Между тем представители ассоциаций, объединяющих IT-компании, просили ускорить переход. За это выступали Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» и Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ).

«Росатом» в 2020 году начал процесс перехода с канадской СЭД Documentum OpenText и американской СУБД Oracle на решения из реестра отечественного ПО от Минкомсвязи. На полный перевод систем корпорации потребуется примерно 750 млн рублей.

Источник