Нейробиологи из Массачусетского технологического института обнаружили, что чтение компьютерного кода не активирует области мозга, которые участвуют в обработке речи. Вместо этого оно активирует распределенную сеть, называемую сетью множественных запросов, которая также используется для решения сложных когнитивных задач, например, математических уравнений или кроссвордов.
Это интересное открытие, учитывая тот факт, что обучение программированию похоже на изучение нового языка, требует запоминания новых символов и терминов, а также их правильной организации.
При том, что чтение кода активирует сеть с множественными запросами, оно больше полагается на разные части этой сети, чем при решении математических или логических задач. Это позволяет предположить, что процесс кодирования также нельзя назвать похожим на решение математической задачи.
«Понимание компьютерного кода стоит особняком. Это не то же самое, что язык, и это не то же самое, что математика и логика», — говорит Анна Иванова, аспирантка Массачусетского технологического института и ведущий автор исследования.
Эвелина Федоренко, доцент кафедры нейробиологии Фредерика А. и Кэрол Миддлтон и член Института исследования мозга Макговерна, ранее изучала, полагаются ли другие функции на языковую сеть мозга, которая включает область Брока и другие участки левого полушария. В предыдущей ее работе было показано, что музыка и математика не активируют эту языковую сеть.
По ее словам, существует две точки зрения относительно того, как мозг учится кодировать. С одной стороны, считается, что для того, чтобы хорошо программировать, нужно хорошо разбираться в математике. Согласно другому мнению, из-за параллелей между кодированием и языком именно языковые навыки могут быть более актуальными.
Исследователи выбрали два удобочитаемых языка программирования — Python и ScratchJr, язык визуального программирования, разработанный для детей от 5 лет и старше. Все участники исследования были молодыми людьми, владеющими языком, на котором они проходили тестирование. Пока программисты использовали функциональный магнитно-резонансный сканер (фМРТ), исследователи показывали им фрагменты кода и просили их предсказать, какое действие он будет выполнять.
Исследователи почти не заметили реакции мозга на код в языковых областях. Вместо этого они обнаружили, что задача кодирования, в основном, активировала так называемую сеть с множеством запросов. Эта сеть, активность которой распространяется на лобные и теменные доли мозга, обычно активируется для решений, требующих запоминания большого количества информации, и отвечает за нашу способность выполнять широкий спектр умственных задач.
Математические и логические задачи, по-видимому, в основном зависят от множества областей в левом полушарии, в то время как задачи, связанные с пространственной ориентацией, активируют правое полушарие больше, чем левое. Команда обнаружила, что чтение компьютерного кода, по-видимому, активирует как левую, так и правую стороны сети с множеством запросов, а ScratchJr активировал правую сторону немного больше, чем левую. Это открытие противоречит гипотезе о том, что математика и кодирование основываются на одних и тех же механизмах.
Исследователи говорят, что, хотя они не выявили каких-либо областей мозга, которые, по-видимому, предназначены исключительно для решения задач программирования, но у людей, которые имеют гораздо больший опыт программирования, может развиваться специфическая мозговая активность.