Дело всё в том, что кровь эндотермических животных (теплокровных) является основной или даже единственной пищей для многих видов членистоногих, в том числе и клещей.
Она богата питательными веществами, которые нужны для роста и развития клещей, а также для определенных стадий их репродуктивного цикла. Более того: для большинства клещей кровь теплокровных животных является «стерильной» в том плане, что большинство возбудителей болезней, полученных вместе с кровью во время питания, не несут особого вреда членистоногому.
Однако потребление такой крови связано со многими факторами физиологического стресса, такими как: энергетический, тепловой, осмотический и окислительный факторы, потому что кровь является слишком «горячей» для членистоногого. Все эти факторы способны привести клеща к гибели, но чтобы справиться с ними эти животные «разработали» различные физиологические и молекулярные механизмы, которые снижают влияние физиологического стресса.
Так, у многих клещей были выявлены специфические механизмы «замены» терморегуляции в виде быстрой экскреции (выведение продуктов жизнедеятельности из организма) и синтеза особых белков, которые участвуют в молекулярной репарации – особой функции клеток, заключающейся в способности исправлять химические повреждения и разрывы в молекулах ДНК, полученные в результате воздействия физических или химических реагентов. От уровня белков в организме клеща зависит вариабельность молекулярного ответа, что, вероятно, связано с возникновением или отсутствием комплементарных механизмов терморегуляции.
Высокий уровень белков помогает усвоению крови внутри организма клеща, а низкий же наоборот ухудшает переваривание крови. У клещей, о которых идёт речь в посте, высокого уровня таких белков, к сожалению, не наблюдается. Это аграсовые клещи вида Ornithodoros rostratus, обитающие в Южной Америке и паразитирующие на млекопитающих животных, включая человека. Наблюдение за этими клещами в лабораторных условиях показали, что во время питания на лабораторных мышах температура тела паразитов резко менялась.
С помощью инфракрасного тепловизора было зафиксировано резкое нагревание клеща во время начального питания на хозяине, и затем его резкое остывание (в среднем на 3 °С) при последующем питании на хозяине. Ученым стал интересен механизм остывания клеща, поскольку других способов ликвидации последствий перегревов, кроме экскреции, у этого вида обнаружено не было. Поэтому они обратили внимание на скопление выделяющейся жидкости через тазобедренные железы. Эта жидкость оказалась мочой.
В отличие от многих других клещей, кутикулы представителей вида Ornithodoros имеют неровную поверхность с многочисленными вмятинами со спинной стороны. Капнув на спинную сторону клеща флуоресцирующий раствор, ученые заметили, что он не стекает, а распространяется по неровной кутикулярной поверхности клеща благодаря капиллярной диффузии (перемещение влаги происходящее по микроскопическим открытым каналам) через скульптурный экзоскелет, а затем испаряется.
Учёные пришли к выводу, что то же самое происходит и с выделяемой мочой. Так, моча, растекаясь по внешним покровам тела, испаряется, таким образом охлаждая клеща.
Однако «купание» в своей моче клещу необходимо не только для терморегуляции, но и для удаления из тела избытка воды, получаемого вместе с кровью жертвы.
Таким образом клещ остается живым, сытым и довольным паразитом еще какое-то время.
Источники:
Обзорный материал написан и опубликован мной в научно-популярном сообществе фанерозой (https://vk.com/phanerozoi).
https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2020.06.30.18..
https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-7..